Историческая справка.
Основан 3 января 1972 года, как городской выставочный зал. В апреле 1972 года приказом Управлениякультуры Свердловского облисполкома на базе выставочного зала открыт филиал Свердловской картbннойгалереи (ныне Екатеринбургский муниципальный музей изобразительных искусств).

Юридически являясь филиалом, выставочный зал фактически оставался полностью самостоятельнымучреждением культуры, имеющим собственный штат, фонды и банковские реквизиты. Филиалфинансировался из средств городского бюджета, что и определяло его самостоятельность, но при этомУправление культуры области жестко регламентировало объемы этого финансирования. С 1991 года -Ирбитский музей искусств муниципального подчинения.

В декабре 1995 года Министерство культуры Российской Федерации специальным письмом на имяГубернатора Свердловской области Э.Э.Росселя признало коллекции музея «национальным достоянием общероссийского значения» и рекомендовало перевести музей в государственную собственность.

12 сентября 1996 года Постановлением Правительства Свердловской области музей переведен вгосударственную собственность Свердловской области с присвоением статуса государственного музея изобразительных искусств с финансированием из областного бюджета.

В октябре 2011 года Постановлением Правительства Свердловской области путем изменения типа государственного учреждения музей включен в состав государственных казенных учреждений культуры Свердловской области.

В настоящее время музей фактически представляет собой единственный в стране специализированныймузей гравюры и рисунка.

В настоящее время собрание музея насчитывает около четырнадцати тысяч произведений и делится на дваосновных блока:

- «Мастера гравюры и рисунка XV - XX веков. Европа и Россия» (включая несколько произведенийживописи старых мастеров, среди которых особое место занимают «Портрет Изабеллы Клары Евгении, эрцгерцогини и правительницы Нидерландов» (Ок. 1628-29) работы мастерской Антониса ван Дейка и«Кающаяся Мария Магдалина» (ок. 1625) мастерской Петера Пауля Рубенса);

- «Мастера уральского искусства. Живопись, графика, скульптура и декоративно-прикладное искусство XX века».

В составе коллекции европейской печатной и оригинальной графики представлены произведенияитальянской, нидерландской, фламандской, голландской, немецкой, французской, английской, испанской,швейцарской, австрийской, польской, болгарской, шведской, бельгийской и американской национальныхшкол, в т.ч. работы А.Дюрера, Г.Бургкмайера, Маркантонио Раймонди, Дж.Бат. Франко, Э.Вико, Ф.Бароччи,братьев Карраччи, Б.Саломона, Л.Готье, Л.Суавиуса, Х.Гольциуса, Тициана, Тинторетто, К.Схюта, С. деллаБеллы, А.ван Остаде, А.ван Дейка, Рембрандта, Ж.Калло, Ш.Лебрена, Ж.Эделинка, Дж.Бат.Тьеполо,Дж.Вази, Дж.Бат.Пиранези, Ф.Буше, Ж.Л.Давида, Ж.Ж.де Буасьё, Ф.Бартолоцци, Ф.Гойи, АрчибальдаРобертсона, В.Барта, Й.Крихюбера, О.Домье, Э.Манэ, П.-Э.-Т.Руссо, Ш.-Ф. Добиньи, К.Писсарро, А.Тулуз-Лотрека, П.С.Эллё, Дж.Бэкона, Ф.Э. Валлотона, Г.Гросса, Э.Лихтвиц, Ф.Мазереля, Ф.Табуссо, Ф.Менцио,С.Сарони, Э.Паулуччи, Ф.Казоратти, Л.Джонсона, М.Шагала, Б.Бюффе, Хуана Миро...

Особо выделяются монографические коллекции Г.Бургкмайера (10 листов из «Вейскунига»), Антониса ванДейка (60 офортов из знаменитой «Иконографии»), А.Темпесты (21 лист из разных серий), Дж.Бат.Тьеполо(8 листов из сюиты «Вари каприччи»), Франсиско Гойи (полный комплект – 80 листов – офортов знаменитойсерии «Капричос» и два листа из серии «Диспаратес» ), Константина Гиза (21 акварель «Видов Константинополя и его окрестностей», 1833), Поля Гаварни (142 листа литографий из разных сюит),В.Якубовского (703 листа резцовых экслибрисов и малоформатных станковых гравюр) и др.

Необходимо отметить также совершенно уникальные гравюры не имеющие аналогов в музеях России:

- Ф.Ланго «Поругание Христа. Увенчание тернием», 1660-1670. Офорт, резец на 9-ти досках,216,5x151,5 см. По мотивам утраченного живописного оригинала А.ван Дейка;

- П.Дево «Тайная вечеря». 1660-1670. Офорт, резец на 9-ти досках 218х149,5. По живописному оригиналу П.П.Рубенса, находящемуся ныне в галерее Брера в Милане.

К числу особо редкостных относится коллекция французских цветных пунктиров, отпечатанных на атласе исреди них совершенно уникальные парные портреты императора Наполеона и его второй жены Марии-Луизы.

Отечественное искусство XVIII - XX веков представлено, прежде всего, произведениями печатной иоригинальной графики работы А. Шхонебека, П. Пикарта, А.Ф. Зубова, И.А. Соколова, Е.П.Чемесова,Г.И.Скородумова, А.Е. Мартынова, А.Е. Егорова, А.О. Орловского, А.Г.Венецианова, О.Е.Кипренского,Ф.П.Тол-стого, С.Ф. Галактионова, Г.А. Гиппиуса, Ф.А. Бруни, Ф.И. Иордана, Г.Г. Гагарина, И.С. Щедровского, А.К. Саврасова, Н.Н. Ге, И.И. Шишкина, Г.Г. Мясоедова, В.Д. Поленова, И.Е. Репина,В.Е.Маковского, К.В. Лебедева, И.И. Левитана, В.А.Серова, Л.С. Бакста, И.Э. Браза, А.П. Остроумовой-Лебедевой, В.Д. Фалилеева, К.Ф. Богаевского, М.В. Добужинского, В.В. Матэ, Ф.А. Малявина, К.Ф. Юона,Б.М. Кустодиева, Н.С. Войтинской, А.М. Васнецова, И.Н. Павлова, И.И. Нивинского, П.А. Шилинговского,Д.И. Митрохина, А.И. Кравченко, В.А. Фаворского, В.В. Лебедева, А.А. Дейнеки, К.И. Рудакова, Н.И. Пискарева, А.Л. Каплана, А.Н. Якобсон, П.Н. Староносова, В.С. Вильнера, И.С. Хи-жинского, Г.Д. Епифанова, П.В. Вильямса, Е.О. Бургункера, Е.А. Кибрика и др.

Особое место в русском собрании занимают:

- коллекция русского гравированного портрета ХVIII-ХХ вв.;

- коллекция видов Санкт-Петербурга и его окрестностей ХVIII-ХХ вв.;

- полный комплект «Душеньки» Ф.П.Толстого;

- коллекция русской сатирической литографии второй половины XIX века;

- коллекция отечественной печатной графики 20-х годов XX столетия;

- коллекция отечественной ксилографии советского периода;

- коллекция портретов «Последние люди империи» Б.И.Жутовского.

Естественным и закономерным продолжением отечественной коллекции является высококачественноесобрание живописи, скульптуры и графики уральского региона XX века и, прежде всего, произведенийхудожников Екатеринбурга и Нижнего Тагила. Особо выделяются персональные собрания Е.В. Гилевой,В.М.Воловича, М.Ш.Брусиловского, Ю.И. Истратова, А.А. Казанцева, А.Г. Антонова, Г.С. Метелева, В.Д. Сыскова, В.П. Кошелева, В.И.Реутова, Е.А. Бортникова, В.Н. Наседкина, Т.В. Баданиной, И.Н. Ильичева, А.А. Баландина и др.

Музей расположен в трех зданиях. В современном здании по ул. Елизарьевых 28 «в» находитсяадминистративный блок и основное хранение, а также функционирует Музейно-выставочный,информационно-образовательный центр музея (МВИОЦ) с кино-видео-лекционным залом оборудованнымсовременнным проекционным оборудованием и акустикой фирмы «Jamo» в системе «Dolbi Digital Surround»(окружающий звук).

В этом же здании с 1997 года находится компьютерный редакционно-издательский отдел музея,обеспечивающий подготовку электронных версий всех изданий музея, компьютерную подготовку научно-инвентарной документации, обслуживание компьютерной сети музея.

В мае 2006 года на базе кино-видео-лекционного зала открыт и начал функционирование «Виртуальный филиал Государственного Русского музея».

В 2005 году успешно закончена реставрация, ремонт и приспособление к музейным нуждам первой очереди памятника архитектуры последней четверти XIX века «Дом купцов Казанцевых» (1880) по ул. Володарского,14, в котором в мае 2006 года открыт экспозиционно-хранительский отдел «Музей уральского искусства»,представляющий собой практически самостоятельный музей современного искусства Урала в фондахкоторого сосредоточено около четырех тысяч произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладных видов искусства. Экспозиция «Музея уральского искусства» развернута в 13-ти залах, общейплощадью свыше 500-от кв.метров. Фондохранилище оснащено оборудованием с учетом современныхтребований музейного дела. Здание музея имеет автономную систему отопления, позволяющуюкруглосуточно, в течение года, поддерживать оптимальный режим температуры и влажности.

В помещении «Дома Казанцевых» с 2006 года начала работу музейная реставрационно-дизайнерскаямастерская, оснащенная всем необходимым оборудованием для производства несложных реставрационныхработ на музейных предметах. Реставрация экспонатов находящихся в сложном и особо сложном состояниисохранности осуществляется специалистами ВХНРЦ имени академика И.Э.Грабаря, с которым музейподдерживает постоянные деловые отношения с 1978 года.

В этом же здании расположена и оснащена цифровым оборудованием фотостудия музея, обеспечивающаявсе аспекты учетно-хранительской, научно-исследовательской, просветительской и издательскойдеятельности музея.

Ирбитский ГМИИ имеет в штате собственную службу безопасности. Действующие музейные объекты поул.Елизарьевых, 28 «в» и ул.Володарского, 14 оснащены системами сигнализации и связи, имеют системынаружного и внутреннего видеонаблюдения с выводом на пост охраны и обязательной круглосуточнойвидеозаписью происходящего.

Основной задачей на ближайшее время является завершение ремонта и реставрации третьего здания музея - памятника архитектуры 1879 года «Торговый ряд Ирбитской ярмарки», (ул. К.Маркса, 47),предназначенного для размещения экспозиционно-хранительского отдела «Музей гравюры и рисунка»,экспозиция которого будет развернута в 27 залах общей площадью свыше 1100 кв. метров.

В это же здание будет перемещена и начнет функционирование, как общедоступная, Научная библиотекаИрбитского ГМИИ.